«опять про три шведских маленьких селёдочки»
Королевский Парк Хага (Haga Royal Park) …
Иной раз, после длительных экскурсий и обзоров всевозможных достопримечательностей хочется просто расслабиться и провести время на природе. К тому же Супругу «хлебом не корми», а цветочки-лепесточки вместе со-всякими сорняками – она предпочтёт всевозможным музейным пушкам и пистолям … Вот и решили в этот день чуть разбавить экспонаты за стеклом – настоящей травкой и деревьями. Решили отдохнуть в Королевском парке.
Но, просто так … нам доехать до этого парка не удалось. … Вышли из метро… и судя по предлагаемому в путеводителе маршруту, мы должны были сразу увидеть остановку нашего 515-го автобуса. Идем вперёд… — пусто… идём влево… вправо… назад… вперёд – везде всё глухо. Хотя пока мы стирали подошвы наших башмаков – раза четыре видели, как мимо нас проезжал этот автобус… Но, где же остановка? Понарезали так несколько кругов … и потратив в сумме около часа … как и у Варвары, которая потеряла и искала свои очки на лбу – остановка была около самого метро, только в противоположной стороне и всего лишь в 15 шагах … …
Хага Парк — расположен в районе Solna, к северу от Стокгольма. Парк очень большой, в нем запросто можно провести много часов, если не целый день. Украшен берегами залива Brunnsviken.
Был построен королем Густавом III под впечатлением от британцев. Получил статус лучшего примера английского парка в мире и по праву считается шведским олицетворением романтичного английского пейзажного парка, характерного и популярного в Англии с середины 18-ого до начала 19-ого веков. Он также известен как «Парк Gustavian», поскольку его строительство было начато в период правления шведского короля Густава III.
Если подробнее…, то: здесь Густав III начинал строительство королевской загородной резиденции, навеянной примером Версаля. Но со временем концепция меняется — решено воссоздать английский ландшафт.
В течение 1780 г. Густав преобразовывает часть парка в романтичный пейзаж, известный как «Английский Парк», для чего приглашает архитектора Фредерика Магнуса Пипера. Петляющие дорожки, интересные ракурсы, естественные пейзажи как будто созданные природой — типичные компоненты этого ландшафта. Парк включает еще и несколько павильонов, павильон Густава III, Королевы, Китайский и Турецкий Павильоны. Здесь же находятся Медная беседка (Koppartalten) и храм Эхо (Echo), построенные в период 1786-1792 гг.
В середине 1780 гг. Густав III основал великолепный дворец, который был спроектирован как музей старинных Римских статуй (теперь их можно увидеть в Музее Королевского Дворца). «Дворец Музея» в Хаге был разработан французским архитектором Луи Жан Деспрез. Здание пришло в упадок после убийства Густава III в 1792 г.
В 1792 г. был построен Олофом Темплеманом и украшен Луи Масрелиезом Королевский Павильон. Он был отреставрирован сначала в середине XIX столетия, а затем — в 1948 г.
Поместье Брахелунд (Brahelund) было восстановлено и стало Павильоном Густава III в Хага. Интерьер был украшен Луисом Масрелиезом в помпейском стиле. Масрелиез учился в Италии и был хорошо знаком с Римской историей. Апартаменты Густава III свидетельствуют о высоком уровне Шведского неоклассического стиля. Не только художественное оформление хорошо сохранившихся комнат, но и большое количество сохранившейся мебели можно увидеть в павильоне. Павильон Густава III в Хага — один из прекрасных примеров европейского неоклассицизма.
Насчет Дворца Хага. «Павильон Королевы», известный как Hagaslott (Дворец в Хаге), служит сейчас для размещения гостей Шведского Правительства, построен в 1802-1804 гг. Свободный доступ на его территорию явно закрыт, т.к. везде вдоль прогулочной тропы висят таблички, строго запрещающие как проникновение на территорию дворца, так и просто фотосъемку. И везде понатыканы камеры. Как я прочёл в тырнете, в настоящее время дворец является действующей резиденцией кронпринцессы Виктории и Даниэля Вестлинга. Наверное, охраняется их уединенность.
Медные шатры Султана — первоначально три здания для дворцовой стражи, разработанные художником Луи Жан Деспрезом и построенные с 1787 по 1790 год. Деспрез предложил, чтобы все фасады зданий должны быть разработаны как три турецкие палатки, декоративно украшенные медной пластины. Один шатер был полностью уничтожена пожаром в 1953 году. Их фасады были переделаны в 1962 по 1964 год под руководством архитектора дворца Рагнара Хъерта. Сегодня средний медный шатер является павильоном для музея Хага парка. В другом шатре разместился ресторан для посетителей парка.
… трактор-газонокосилка срезает густую зелёную массу… и как же приятно просто «упасть и поваляться» в свежескошенной траве … !!!
Насыпь Хага – воссозданная в миниатюре часть Стокгольмского горного хребта. Когда-то на этом месте был ров с гравием, но в 1960-х годах с помощью завезенной земли из центра Стокгольма ров был превращен в насыпь.
Дом бабочек … он же (Fjärilshuset) …
Скажу честно, — от парка я ожидал гораздо большего. Какой-то он «лысый» что-ли… Да, для велосипедистов и самокатчиков – шикарный. Для простого хождения по дорожкам или устроить небольшой пикник прямо на газоне – супер-мупер. Но, хотелось бы и большего. Я имею ввиду какие-нибудь очаги с цветниками… какие-нибудь посещаемые (не закрытые) здания и помещения… Здесь же – все дворцы за забором с тысячей видеокамер… Не дай Бог – нарушить холопам утренний завтрак престолонаследной принцессы с семьей! …
Можно сказать, — почти единственное место в парке Хаге парке для «публичного осмотра» — Дом бабочек… Он же, — почему-то ещё и называют музеем… Почему? Не знаю.
«домик бабочек» был основан в 1989 году и представляет собой кусочек тропического леса в Стокгольме и является его старейшим зимнем садом. Площадь зимнего сада 800 м² с дневной температурой не ниже 25°C и ночной не ниже 18°C. Влажность очень высокая, что бы бабочки чувствовали себя комфортно. В течении одного года здесь живет порядка нескольких тысяч бабочек, а во бремя одного визита можно увидеть не менее 700 сортов различных бабочек.
Живут в этом, так называемом, доме (с виду это несколько теплиц) не только бабочки, но также растения, рыбы и птицы.
В 2007 году музей поменял хозяина и в связи с этим начал расширяться и укрупнятся. Его площадь на сегодняшний день охватывает 3000 м², а экспозиции появились морские и речные обитатели. Говорят, что уже сейчас (2023 год) — появился ещё и Haga Ocean с акулами в аквариуме, коралловым рифом и его обитателями, то есть не надо ехать в тропики и опускаться с аквалангом, чтобы полюбоваться сказочным подводным миром.
Заплатили в кассе денюшку за билет – вошли в «парник». Даже на входе – уже ощущалось и повышение температуры, и очень большая влажность. И этому простое объяснение – мы уже были в помещении под стеклом. Т.е. – парнике…
Проходим дальше … в другое помещение, где ещё немного жарче, и упираемся в большой аквариум, или можно сказать, водоем, круглой формы.
Среди нескольких пальм и обильной зелени нас встретили бассейны с рыбками …
Жирными и дохлыми… серебристыми и «цветными» … и даже «чисто золотыми»! Рыбки, — я бы сказал – дрессированные. Ручные. Многие из них с удовольствием давали погладить себя по «хребту» … а если нагнуться, то и буквально можно было с ними «поцеловаться» через стекло…
После круглого аквариума – уже помещения с бабочками. Увы, — в нём другая напасть – от большой влажности и температуры постоянно запотевают объективы… только и успевал протирать их фетровой специальной тряпочкой… Но, уже когда приехали домой, — больше половины всех снимков из парника с бабочками пришлось просто выкинуть …
За последние годы – мы посетили много всевозможных «домов бабочек». В разных странах. Увы, — шведский дом – один из самых бедных, что-ли … Бабочек мало… да и они в большинстве однотипные и «мелкие» …
Да, — несколько птичек встретили… Единственного попугая Ара… пара вольерчиков с черепашками и лягушками … Вот, пожалуй, и всё. Естественно, — мы обошли не всё… Не всё увидели … Но, всё же – впечатление «не ахти»!
При выходе – нас встретила табличка на двери, которую проходящие русскоязычные туристы перевели как «просьба осмотреть себя и друга на наличие бабочек, чтобы не вынести их с собой». Хорошая напоминалка!
И уже когда вышли, на очень красивых резных (пластмассовых) стульях и скамейках эти же туристы нас предупредили, что бумажная рекламка на столе переводится как «Просьба не садиться! Стулья могут сломаться»! … Хорошо, что предупредили! Прежде чем сесть, пришлось всё перепроверить на устойчивость…
Небольшое отступление для тех, кто путешествует по «бюджетному варианту». Дело в простом факте, что «шведский стол» подразумевает, что есть можно всё и сколько угодно, но только на территории столовки. Вынос продуктов – типа запрещён. Вот мы, иной раз нарушаем этот закон и аккуратно «тырим» несколько бутербродов и пару яблок\апельсинов. И где-нибудь в середине дня просто делаем небольшой «перекус», не ходя лишний раз в кафе или ресторан, что на «диком западе» выливается в трату валюты.
И уж, тем более в дорогих странах. Швеция – дорогая. Дороже её только, пожалуй, — Швейцария, Норвегия… Дания. Вроде бы «мелочь пузастая» — просто зайти и выпить чашечку кофе с плюшкой, но если перевести в эту «чашечку» в Российские рубли, то окажется, что она «золотая» … и никакой пенЗии никогда не хватит, чтобы ездить в путешествия или на отдых «заграницу».
Те, кто обладает «лишними» деньгами, воспримут это за «нищебродство» … за «воровство» продуктов питания, и не «дай Бог», что «поймают за руку» … Но, у нас в Семье – нет «лишних денег», а «посмотреть мир», ой, как хочется …
Да и ситуации бывают разные. Иной раз, — кушать хочется … но, негде! Ну, нет в большом парке кафешек и ресторанов … Именно, такая ситуация и была в этом парке бабочек … пара бутербродов из столовки – «спасли нам жизнь»!
Вышли из парка… пересекли по очень большому пешеходному мосту трассу и подошли к автобусной остановке. В сам городок Солна (Solna) – мы не пошли. Прямо около остановки было огромное кладбище… настроения идти через него – не было…
Церковь Густава Васы … (Gustaf Vasa kyrka) …
515-ый автобус нас привёз в то же, злополучное место, где мы целый час мучились в поисках остановки. Но, здесь же и бонус – прекрасная церковь, которую просто невозможно пройти мимо… и не зайти.
Говорят — это место в Швеции называют русским словом Сибирь. Речь идёт об удалённом от центра Васастадене — одном из районов Стокгольма. Нельзя сказать, что район полон достопримечательностей, и поток туристов, посещающих эту часть Стокгольма, не иссякает. Дело в том, что здесь находится одна из самых больших церквей столицы Швеции — церковь Густава Васы. Ее открытие состоялось в 1906 году, высота достигает 60 метров и рассчитана она на полторы тысячи прихожан.
Церковь, называемая шведами Gustaf Vasa kyrka, расположилась на площади Odenplan, названной в честь скандинавского бога Одина. Четыре большие центральные улицы Стокгольма огибают церковь Густава Васы. Вокруг много исторических и административных зданий. За церковью Стокгольма начинается ботанический сад, история которого насчитывает больше 250 лет.
Несмотря на то, что церковь Густава Васы — самая «молодая» из множества других стокгольмских церквей, своим названием она обязана королю, правившему страной в далёком XVI веке. Церковь в Стокгольме получила свое название в честь самого известного короля Швеции Густава Васа. Отец Густава, Эрик Юханссон Васа, был родственником регента Швеции, а потому мальчик какое-то время жил при его дворе. Будучи совсем молодым, Густав зарекомендовал себя храбрецом на войне и предводителем, поднявшим восстание против Дании. Восстание одержало победу, а Васе на верность присягнули все сословия.
В 1523 году в Стокгольме его провозгласили королем Густавом I. В 1527 году он ввел реформацию, уменьшив влияние церкви и ее доходы в десять раз. Он также укрепил шведскую торговлю и промышленность, заключил выгодный мир с Данией. После его смерти в 1560 году шведский престол начали наследовать потомки Васы. Усыпальница короля находится в Кафедральном соборе Уппсалы.
Архитектор Аги Линдгрен выстроил здание в модном тогда стиле итальянского барокко. Ее вход украшен колоннами, а на куполе возвышается греческий крест. Внутри, уходящие высоко вверх потолки, украшены фресками с сюжетами, взятыми из Нового завета. Они поддерживаются белоснежными мраморными колоннами. Балюстрады и лепнина придают церкви некоторое сходство с театром. Тем не менее, они органично вплетаются в общее убранство помещения, не нарушая лёгкости и изящества интерьера. Несмотря на огромные размеры, церковь кажется тёплой и уютной. Эффект этот достигается за счёт огромного количества бронзовых золочёных люстр. Внутреннее убранство производит впечатление легкости и изящества, достаточно много позолоты и скульптурных барельефов. Белоснежные мраморные колонны поддерживают сводчатые потолки, а фрески на тему Нового завета украшают их. Лепнину и балюстрады никак нельзя назвать лишними в интерьере, хотя они придают церкви сходство с театром.
Главный вход оформлен огромными колоннами, а купол же венчает греческий крест.
… в следующей… второй записи этого дня — очень хороший музей скульптур …