«Подмосковные вечера»
ЧЕРНОВИК…. ВРУ и Сочиняю ПРЯМА ЩАС !!!
Природно-ландшафтный парк «Зарядье» …
Наконец-то и я посетил парк «Зарядье»! Ой, как сложно меня вытащить из квартиры… Супруга – пыталась… пыталась… вытаскивала… вытаскивала…, но так и не сумела поднять с компьютерного кресла. А вот Сеструнька Лариса даже без особых усилий – бац! … и сподвигла меня на героический поступок!!!
От пристани до парка – совсем чуть-чуть… даже не потребовался транспорт. Дошли быстро…
Честно, говоря, — готовя этот материал, сам очень хотел разобраться в истории этого места. Ведь мои познания ограничивались только гостиницей «Россия» … пожарами… и тем, что она (гостиница) один из самых отвратительных архитектурных решений – своим совковым видом полностью заслоняет не что-нибудь, а Кремль.
Великий Посад (12 — 16 век)
Первое упоминание об этом районе относится к 1365 году. Когда в 1948-1950 годах здесь проходили археологические работы, было обнаружены участки культурного слоя, которые относятся примерно к 1130-1150 годам. В этом районе жили мелкие ремесленники, а позже купцы, которые активно торговали с Византией и Средиземноморьем. Под названием Великий Посад понималась территория, которая сейчас является Китай-городом.
Расцвет Зарядья (16 — 18 век)
Исторический район Москвы Зарядье находится между улицей Варваркой и Москвой-рекой. С XVI века из-за близости к торговым рядам на Красной площади здесь стали селиться ремесленники и купцы, которые и дали название местности («за рядами»). С XVII века территории, идущие от улицы Варварки к набережной, стали превращаться в трущобы. На окраине района построили в 1538 году Китайгородскую стену.
Жизнь после пожара 1812 года (19 — начало 20 века)
Указами Петра 1 1704 года и Екатерины 1775 года в Китае-городе, а также в Зарядье было запрещено строительство деревянных домов. Поэтому после пожара в 1812 году все мелкие собственники продали своё имущество. После здесь построили двух и трёхэтажные каменные дома.
Несбывшееся переустройство (начало-середина 20 века)
Как только советское правительство пришло к власти, то у них уже были планы для перестройки Зарядья. Однако к самим действиям они приступили только в 30-е года. Тогда начался снос Нижних торговых рядов, а следом Китайгородской стены и башен. Позже, здесь предполагалось строительство высотного здания Наркомтяжпрома на 4 тысячи кабинетов. Позднее решили строить второй Дом Совнаркома по проекту архитекторов братьев Весниных.
Но эти планы развеяла Великая Отечественная война. После Великой Отечественной войны в Зарядье было решено возвести восьмую сталинскую высоту прямо посередине района на 32 этажа по проекту главного архитектора Москвы Дмитрия Чечулина, но из-за смерти Сталина строительство прекратилось. Высотку начали строить, однако очень скоро это всё превратилось в большую заброшенную стройплощадку.
Гостиница «Россия»(середина 20 века — начало 21 века)
В 1960 году правительство одобрило проект по строительству здесь гостиницы. На фундаменте недостроенной высотки началось строительство гостиницы «Россия» для делегатов съездов КПСС. 1 января 1967 года гостиничный комплекс был сдан в эксплуатацию. Помимо отеля в комплекс входили три ресторана, кафе и буфеты, кинотеатр «Зарядье», концертный зал, а также бани с бассейном, прачечные и собственная телефонная станция. И уже через 7 лет здание сдали в эксплуатацию. Её даже включили в книгу рекордов Гиннеса как самый большой отель в Европе. Однако всё перестало быть таким радужным уже 25 февраля 1977 года, когда в здании вспыхнул крупнейший в СССР пожар. Одновременно загорелись 11 и 12 этажи. Всего в пожаре погибло 42 человека и 52 получили травмы. Хоть гостиницу быстро и восстановили, но она утратила своё былое величие. В середине 90-х годов устаревшая гостиница перестала приносить прибыль, но инвесторы не хотели участвовать в реконструкции здания.
В 2005 году гостиницу закрывают и место стало никому не нужным. Постоянно появлялись куча идей как модернизировать район, однако никаких действий не предпринималось. В начале 2000-х годов появились первые предложения о строительстве вместо «России» многофункционального гостинично офисного комплекса. Распоряжение о сносе было подписано тогдашним мэром города Юрием Лужковым в 2004 году, а демонтаж начался в 2006 году. Район Москвы Зарядье один из самых древних. За всё своё существование он неоднократно был изменён. Здесь находилась 1-я улица московского посада, Английское посольство, царская резиденция, еврейский квартал и даже неблагополучные гетто.
Была одобрена концепция, предложенная известным британским архитектором Норманом Фостером совместно с институтом «Моспроект-2». Рядом с Кремлем должны были появиться отели, три концертных зала и три музейных здания. Под землей планировалось организовать торговую площадь и паркинги. Но этот проект так и не был реализован из-за случившегося в 2008 году финансового кризиса.
В 2011 году высказывалась идея построить на месте гостиницы Парламентский центр, а в январе 2012 года Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра и Сергей Собянин, предложили создать на месте гостиницы парк.
Парк Зарядье (начало 21 века — наши дни)
Но в 2013 году всё меняется. Нью-йоркское архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro c ландшафтными архитекторами Hargreaves Associates, также из Нью-Йорка, и московские урбанисты Citymakers выигрывают конкурс на разработку ландшафтно-архитектурной концепции территории. Над созданием парка трудилась международная команда, состоящая из лучших дизайнеров, архитекторов и инженеров. Это уникальное место собирает в себя самые лучшие проявления технологий, природы, развлечений и культурного просвещения.
Зарядье — один из самых уютных, современных и красивых парков, был открыт 9 сентября 2017 года в качестве подарка от правительства москвичам к 870 годовщине города. Он находится в сердце Столицы и предназначен для прогулок, отдыха, развлечений, получения знаний и гастрономического удовольствия.
Главная тематика Зарядья — природа. Здесь воссозданы экосистемы четырёх регионов России. В парке присутствует всё для идеальной прогулки — на территории установлено 256 скамеек, 480 фонарей и множество троп общей протяженностью в восемь километров.
В 2018 году американский журнал Time включил Зарядье в список ста самых лучших мест мира — он единственный российский из этого списка.
Несмотря на огромное изобилие развлекательных объектов и программ в парке, он всё-таки предназначен для того, чтобы москвичи имели возможность отвлечься от городской суеты и отдохнуть на природе.
Все холмы и низины парка покрыты лесом, степью или пойменными лугами, которые воссоздают разные природные зоны страны, от Крайнего Севера до степных районов.
Северный ландшафт представлен растениями, характерными для тундры: многолетними травами, цветущими с весны до осени кустарниками и мхами. На крыше павильона «Заповедное посольство» растут ива кустарниковая, кедровый стланик, карликовая береза.
Заливные луга находятся в центральной части парка. Здесь лужайки для прогулок и отдыха соседствуют с поляной цветущих трав. Гостям разрешено сидеть на газонах среди благоухающих полевых цветов: всё лето на поляне цветёт клевер, донник, колокольчики, васильки, цикорий, зверобой и пижма.
Степь. Эта природа совсем нетипична для средней полосы России. Чтобы обеспечить растениям комфортные условия, создали специальную почвенную смесь из суглинка с добавлением известкового щебня. Весной здесь можно полюбоваться цветущим миндалём и вишней, а летом им на смену придут лен, шалфей, карликовые ирисы и степные злаки.
В смешанном лесу высадили березовые рощи, хвойные и широколиственные леса. Весной здесь распускаются ландыши, а летом цветут фиалки, незабудки, колокольчики, гвоздика и примула.
- Медиацентр является крупнейшим павильоном в парке. Здесь есть всё необходимое для путешественника, а именно: туристический инфоцентр, интерактивные киоски с планом парка и афишей событий, аттракционы «Полет» и «Машина времени», выставочный зал для временных экспозиций на нижнем этаже, медиастудия, в которой проводятся мастер-классы, магазин с сувенирной продукцией, ресторанчики, кассы для всех выставок и аттракционов парка, подземная парковка и уборная. В историческом зале медиацентра бесплатно показывают фильмы о России, заповедных зонах и памятниках культуры.
Аттракцион «Полет над Москвой» имитирует движение на самолете или вертолете. С помощью трансляции панорамного видео, запахов и эффектов у зрителя создается реалистичное ощущение парения над Москвой. Во время “полёта” вы увидите ВДНХ, парк Горького, здание МГУ на Воробьевых горах, Кремль, Останкинскую башню и другие достопримечательности Москвы.
Помимо “Полёта над Москвой” в медиацентре есть аттракцион “Полёт над Россией”. Он позволяет увидеть республику Коми, Якутию, Камчатку, Сочи, Волгоград и другие живописные места нашей бескрайней родины.
Последний аттракцион в медиацентре — «Машина времени». Здесь можно посмотреть увлекательный 8-минутный ролик об истории района Зарядье. Фильм снят качественно и интересно. Говорили, что для его съёмки даже запускали в студию настоящих лошадей!
- Заповедное посольство — это помещение, где проводятся лекции и научные эксперименты. Эти мероприятия вызовут интерес как у детей, так и у их родителей. В павильоне находятся био-лаборатории, конференц-зал, оранжерея со стеклянной крышей, кафе, магазин с сувенирами и уборная.
- Ледяная пещера — это огромный лабиринт с ледяными арками и колоннами, который был создан в мае 2018 года. Это место целиком и полностью отображает атмосферу жизни на Крайнем Севере. Даже если вы пришли сюда летом, не забывайте о кофте: круглый год здесь держится температура от -4 до -9 градусов.
- В Подземном музее собраны археологические находки в период с четырнадцатого по восемнадцатый век. Все они были найдены на территории районов Зарядье и Китай-Город. Многие экспонаты здесь разрешено трогать руками.
Вообще, изначально это место вовсе не собирались открывать, однако во время раскопок археологи обнаружили культурный слой под землёй, очень богатый старинными находками. Их оказалось так много, что для их хранения решили открыть Подземный музей. Чтобы не изменять наземную территорию Зарядья, территорию музея решили расположить под землёй, что получилось очень символично.
- Парящий мост — ещё один must to go в Зарядье. Один из самых живописных объектов парка представляет из себя необычную смотровую площадку в виде огромной «галочки» на высоте 15 метров над Москва-рекой без поддерживающих конструкций. Не переживайте о своей безопасности на мосту: он способен выдержать до четырёх тысяч человек одновременно. Здесь получаются невероятно красивые панорамные снимки (главное — выбрать время, когда в парке не будет много людей): отсюда открывается вид на высотку на Котельнической набережной, одну из старейших ГЭС, башни Кремля и исторические фасады.
Стеклянная кора — это необычный амфитеатр под стеклянной крышей без стен. В обычный день туристу может быть интересна его архитектура, а по праздникам здесь частенько проводятся развлекательные программы. https://timetraveling.ru/strany/russia/moscow/527-zaryadie?ysclid=lpfwxg89wc351889054
Вывод после парка простой — нужно его посещать! … и не один раз!!!
Силы у меня ещё были (у Ларисы — спортсменки, вообще они не ограничены) и мы решили посетить храм, который так же можно посещать бесконечное количество раз …
… проехали, если не ошибаюсь, — всего 1 остановку…
храм Христа Спасителя …
… мы уже были в этом величественном храме с Супругой 6 лет назад. Уже было небольшое описание того посещения … https://ponu002.ru/moskva/2016-moskva-hram-hrista-spasitelya … и мне до сих пор очень горестно признавать, что в России нет до сих пор удобного и главное, — правдивого энциклопедического сайта по оформлению (только по оформлению) подобного грёбанной википедии, где под видом фактов слишком часто втирается в мозг ложные представления об объекте. Ещё раз, — я не историк. И ни в коем случае не настаиваю в своих строках на истину первой инстанции. Но, не поделится не могу.
Сколько было построек на этом месте? Почему их не стало?
- Часовня…
В одной статье об истории места где находится храм Христа Спасителя была поведана байка о том, что где-то в 13-14 веке монах-отшельник построил небольшой деревянный храм\часовню. Строение – сгорело. И было наложено им на это место проклятие… поганое место … Территория на левом берегу Москвы ниже Крымского брода, перед устьем реки Неглинки издревле считалась «гиблой». Места низкие и болотистые, со множеством речушек, ручьев и оврагов, для жилья практически не пригодные. Прямо посредине, примерно по линии современных бульваров, тек ручей (или речушка) под названием Черторый. Вытекал он из Козьего болота, на месте которого позже были разбиты Патриаршие пруды. Название его, по старинному московскому поверью, связано именно с местными буераками, которые будто «черт рыл». Ученые-лингвисты этот вариант не комментируют. Название Черторье постепенно превратилось в более благозвучное Чертолье, но обходить ее все же предпочитали не только местные жители, но даже враги. Например, крымские татары, имевшие обыкновение на протяжении XVI века регулярно «посещать» Москву с далеко не дружелюбными намерениями. Они шли от Крымского брода, что в районе нынешнего одноименного моста, и никогда не двигались прямо на Кремль, а обходили Чертолье слева, через Арбат. Там их и встречали наши предки, в летописях отмечено несколько сражений с точным указанием места.
- Зачатьевский монастырь
Основывается около 1360 года Зачатьевский монастырь, который считается старейшим женским монастырем в окрестностях Москвы. Монастырь, с его благословения возникший за Черторыем, ближе к Крымскому броду, был освящен в честь церкви зачатия святой Анны, посему именовался Зачатьевским. Монастырь неподалеку от Крымского брода стоял 200 лет. В XVI веке он не раз горел и подвергался разграблению крымчаками и ногайцами. После очередного погрома на старом месте его решили не восстанавливать, а перенести в город, под защиту крепостной стены. Так он и оказался на Волхонке, возле Чертольских ворот. (Кстати, обитель на старом, «намоленном» месте впоследствии возобновили, и она существует по сей день как Зачатьевский монастырь в районе Остоженки.) Прожил на этом месте он еще более двух сотен лет, пока царь Николай I не решил устроить здесь храм Христа Спасителя. Монастырю же велели перебираться в район Красного Села, нынешней Красносельской улицы. По городу ходили слухи, что, когда все уже было готово к переезду и монахини отстояли последнюю службу, настоятельница монастыря игуменья Клавдия приказала приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора дубу. Выдворять ее пришлось силой, и в разгар этой некрасивой сцены она изрекла проклятие: «Сему месту быть пусту!» По другой версии этой легенды, игуменья предрекла, что на этом месте не будет ничего, кроме огромной лужи, предугадав появление бассейна. Все постройки монастыря сломали.
- храм Христа Спасителя … 19 век …
Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков. 12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами.
Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено. 10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма. Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. Деньги на него собирала вся Россия. В церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году — сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.
13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма — во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения. Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий. С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве … звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова. Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III — произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году). 5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен большевиками. После Октябрьской революции судьба храма была предрешена. Еще в декабре 1922 года на Первом съезде советских депутатов, провозгласившем создание СССР, С. М. Киров предложил вместо «дворца банкиров, помещиков и царей» воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян». Он должен появиться, говорил Киров, в Москве «на самой красивой и лучшей площади» и стать «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе».
Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре). В августе 1931 года начались работы по разборке храма и расчистке окружающей территории. А в полдень 5 декабря этого же года раздался первый мощный взрыв, потом второй. Но храм Христа Спасителя продолжал стоять почти невредимый. Его добил только третий взрыв. От освящения храма до его разрушения прошло меньше 50 лет.
- дворец Советов …
Через два года после взрыва принимается проект Дворца Советов архитектора Б. М. Иофана. Его масштабы способны поразить воображение любого человека. Гигантское здание высотою в 420 метров венчала бы огромная статуя Ленина (вдвое выше американской статуи Свободы). Для сравнения — высота храма Христа Спасителя составляла 104 метра (то есть храм был ниже планируемого «чудо-дворца» в четыре раза!). Так на месте храма Богочеловеку должен был появиться символически противопоставленный ему коммунистический всемирный «храм», который вместо креста увенчала бы фигура человекобога.
По проекту Дворец Советов должен был высотой превосходить Храм Христа Спасителя в 4 раза. Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. Предполагалось, что он будет центром новой Москвы — столицы мирового коммунизма, утопического рая на Земле. Два его зала — Большой и Малый — должны были вмещать 15 000 и 6 000 человек соответственно. В гигантской голове Ленина размерами с 5-этажное здание планировали разместить библиотеку, а указательный палец статуи вождя всемирного пролетариата был длиной 4 метра. Дворец Советов начали строить еще в первой половине 1930-х гг., но успели лишь заложить фундамент. В Великую Отечественную становится не до строительства гигантского Дворца Советов. Осенью 1941 года, когда немцы рвались к столице, металлические конструкции со строительства пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы. После войны проект замораживают из-за нехватки средств в стране, восстанавливающейся после истребительной войны. Идея Дворца Советов вместе с верой в более или менее близкую победу коммунизма во всем мире постепенно угасала. В результате власти решили ограничиться строительством в Кремле Дворца съездов, а на месте не построенного дворца в 1958 году сооружают открытый бассейн «Москва» по проекту архитектора Д. Н. Чечулина.
- бассейн «Москва»
Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную «оттепель» появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач «строителей коммунизма». Даже не хочу искать историю этого бассейна. Много раз в школьные годы собирался в нём искупаться, но он вечно был на ремонте… вечно что-то в нём ломалось и не работало. Даже для меня – он был «мёртвым» … В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя.
- храм Христа Спасителя … 20 век …
Особенно много для его возрождения сделали писатели Владимир Солоухин, Владимир Крупин и Валентин Распутин, композитор Георгий Свиридов. В феврале 1990 года Священный Синод Русской Церкви благословил возрождение храма и обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить его на прежнем месте. И уже через четыре года строители разобрали бассейн и начали установку фундамента храма. Поскольку одной Церкви, несмотря на многочисленные пожертвования прихожан, возвести храм было не под силу, в его строительстве активное участие приняло Правительство Москвы. Было достигнуто соглашение, что он передается не в собственность Церкви, а в муниципальную собственность, в которой находится и поныне. Уже в апреле 1996 года на главы храма водрузили кресты, а на куполах зазвенели отлитые на заводе ЗИЛ колокола. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. То есть от начала строительства до освящения храма прошло менее шести лет. В храме Христа Спасителя хранятся уникальные святыни: частица ризы (хитона) Господа Иисуса Христа, частица ризы Пресвятой Богородицы и гвоздь от Креста, на котором был распят Спаситель. Также в храме находятся частицы мощей Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного, преподобной Марии Египетской, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, равноапостольного князя Владимира, князя Александра Невского, митрополита московского Филарета (Дроздова), а также мощи других святых и подвижников Церкви.
Храм Христа Спасителя — главный собор России. Он вмещает несколько тысяч человек. Высота храма та же, что и в прошлом веке — 104 м, а толщина стен — 3,2 м. Его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси. Здесь проходят патриаршие богослужения на Рождество, Пасху и другие Великие праздники Русской Православной Церкви. История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм — Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик — Храм Христа Спасителя.
Я специально очень много поведал месте где стоит храм, а также и истории создания на этом месте различных строений и храмов… Мы же, — в первую очередь хотели поклониться святыне – иконе Андрея Рублёва «Троица». Просто нам с Ларисой, — просто дико повезло. Мы посещали храм Христа Спасителя как раз в промежутке между 4-ым и 18-ым июня, когда можно было поклониться святыне.
Повезло и в том, что «дикой» очереди не было. Зайдя в храм, — мы увидели всего человек сто, спокойно идущих к святыне. Т.е. очередь была «живой». Не буду описывать наше состояние, когда и мы подошли к иконе — оно у каждого своё. И в душу другого не нужно заглядывать…
… простояли ещё одну небольшую очередь перед поклонением в ковчеге частицами святых мощей … Риза Пресвятой Богородицы, Глава святителя Иоанна Златоуста, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Мощи Свт. Ионы митр. Московского, Мощи Равноап. вел. кн. Владимира, Мощи Прп. Марии Египетской и Блгв. кн. Михаила Тверского, Мощи Свт. Петра Митрополита Московского, Мощи Свт. Василия Великого, Мощи Иоанна Крестителя, Мощи Ап. Андрея Первозванного, Гвоздь Креста Господня, Мощи Преп. Михаила Малеина, Мощи Св. вмч. Феодора Стратилата, Мощи Влкм. Евфимии Всехвальной, Глава свт. Григория Богослова, Мощи Прп. Евфросинии Московской
… Частица Ризы Господней хранится в алтаре ковчежце вместе с Ризой Господней выносится на богослужения только в дни Великого поста.
Уже после, купив по льготной цене (пенсионеры. Лариса все эти дни была «моей Супругой». Точнее пользовалась её льготной карточкой) билеты (Онлайн-продажа билетов на смотровую площадку не предусмотрена) – поднялись на лифте (или шлёпали бы по 250 ступеням) на смотровую площадку Храма Христа Спасителя.
Смотровая площадка Храма Христа Спасителя — протяженная терраса главного кафедрального собора Москвы. Она состоит из четырёх открытых галерей, расположенных между колокольнями. Галереи соединены переходами и укрыты от солнца и дождя крышей. Таким образом, они выходят на разные стороны, то есть дают хороший круговой обзор на центральную часть города. По всему периметру имеется кованое ограждение. Высота смотровой площадки Храма Христа Спасителя — 40 метров. Площадка не застекленная, поэтому отсюда удастся сделать хорошие панорамные фотографии столицы. В частности, можно запечатлеть Кремль, Москву-реку, «сталинские высотки», район Замоскворечья.
Все фотографии выше – естественно наши, а вот в самом Храме у меня «рука не поднялась» взять в руки в святом месте фотоаппарат. Поэтому «отчёт» о иконе Андрея Рублёва – с фотографиями, стыренными в свободном интернете.
«Троица» Андрея Рублёва …
… в пресс-службе патриархии сообщили: Храм Христа Спасителя будет открыт для поклонения святыне с 4 до 18 июня с 10:00 до 19:00 (в воскресенье — после литургии). В целях обеспечения температурно-влажностного режима возможны перерывы в допуске к иконе продолжительностью до 60 минут. После пребывания в ХХС «Троица» займет свое историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры…
15 мая 2023 года Русская православная церковь сообщила, что президент России Владимир Путин принял решение вернуть ей икону «Троица» Андрея Рублева. Где она находилась на хранении в Третьяковской галерее в Москве. Теперь «Троицу» планируют выставить в столичном храме Христа Спасителя. Там икона простоит год, после чего ее перевезут в Троицкий собор лавры в Сергиевом Посаде.
«Троица» датируется 1411–1427 годами и считается единственной сохранившейся и достоверно принадлежащей Андрею Рублеву иконой. Кроме того, по мнению искусствоведов, это главный шедевр русской иконописи в целом. С первых десятилетий XVI века (более ранние упоминания до нас не дошли) и вплоть до 1929 года произведение находилось в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. При этом изображение неоднократно поновляли, то есть покрывали новым слоем краски, записывая исходное изображение без учета стилистики и цветового решения оригинала.
Икона «Троица» написана Андреем Рублевым по просьбе игумена Троицкого монастыря (ныне — Троице-Сергиева лавра). Точные даты написания неизвестны. По распространенной версии, ее создали во время строительства и росписи иконостаса каменного Троицкого собора в 1420-е годы. Она считается единственной дошедшей до наших дней иконой, полностью созданной Андреем Рублевым. Размер иконы — 142 на 114 сантиметров. Она написана яичной темперой на липовой доске, загрунтованной левкасом (меловым клеем на основе льняного масла), и покрыта олифой. Ее использовали для закрепления изображения вместо лака. Из-за того, что олифа со временем темнела, художники периодически прописывали новое изображение поверх него. В общей сложности икона находилась в Троицком соборе около 500 лет. Большую часть этого времени ее скрывали от прихожан оклады.
В 1575 году царь Иван Грозный преподнес иконе золотой оклад, а в 1600 году Борис Годунов — золотой оклад с драгоценными камнями. С 1800-х годов ее почти полностью покрывал серебряный оклад, из-под которого виднелись только стопы, кисти рук и лики ангелов. В 1929 году по распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР «Троица» была передана в Государственную Третьяковскую галерею для проведения временной выставки. Затем иконе присвоили инвентарный номер и оставили на постоянном хранении. В 1941-1944 годах, во время Великой Отечественной войны, икона вместе с другими ценностями находилась в эвакуации в Новосибирске. Сюжет иконы «Троица»: На иконе изображен сюжет из Ветхого Завета о явлении Аврааму Бога в виде трех ангелов: Отца, Сына и Святого Духа. Согласно тексту из Ветхого Завета, к Аврааму как-то пожаловали три таинственных путника. «Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли…». Авраам усадил их за стол и угостил разными яствами, за что и был удостоен откровения о скором рождении у него сына Исаака. Два ангела позже удалились (по преданию — наказывать город грешников Содом), а один остался беседовать с будущим прародителем еврейского народа. На наиболее древних версиях иконы изображены мужчины-путники в реалистичном виде. На них присутствуют и другие детали ветхозаветной истории: в сюжетах изображается и Авраам, сидящий под деревом, и его жена Сарра, и слуга, который закалывает тельца для угощения. Но в «Троице» Рублева сюжет сосредоточился только на трех ангелах. Фигуры настолько вплотную подведены к полям иконы, что других персонажей здесь даже невозможно представить. Именно поэтому эта икона принципиально отличается от более ранних вариантов иконографии: она воспринимается именно как моленный образ, который нацелен на цельное, сильное духовное переживание, а не на рассказ о событии. Андрей Рублев выстроил композицию по кругу — зритель скользит взглядом от одного ангела к другому и не останавливается ни на одном из них. Так создается ощущение непрерывности этого круга, равенства каждого персонажа, их особого единства. Зрительский взгляд замирает именно в пространстве между ангелами: художник словно подчеркивает, что ни один из них в отдельности не является Богом, но Бог находится среди них, в незримом пространстве. Каждую деталь иконы можно рассматривать как особый символ.
Отказавшись от многообразия сцен, художник оставил только самые важные части сюжета. Ангелы, изображенные на иконе, абсолютно одинаковы, что намекает на триединство, но за спиной каждого — персональный фон. За спиной центрального ангела написано дерево (Древо Жизни, аллегорическое изображение потерянного рая). Обычно этот образ отождествляется с Богом Отцом. За спиной ангела, сидящего слева — храм (символ Святого Духа), восседающего справа — гора (символ Голгофы и подвига Иисуса Христа). В центре композиции разместилась чаша с головой тельца. Помимо прямого указания на тельца, которого Авраам предложил путникам, этот символ может отсылать и к новозаветному агнцу, то есть к жертве Христа. Этот сюжет христиане считают прообразом причастия. Существует ли единое толкование образов ангелов на иконе «Троица»? В иконах всегда есть три символа: неживая природа (горы), живая природа (деревья) и архитектура. Но в «Троице» они прямо привязаны к каждому ангелу.
Специалисты полагают, что Андрей Рублев явно хотел таким образом раскрыть отношения ангелов и особенности каждого из них. Вопрос о том, существует ли единое толкование, какой из ангелов символизирует Бога Отца, какой — Бога Сына и Святого Духа, невероятно сложный для исследователей. Интерпретаций изображений очень много. Важно, однако, то, что в 1551 году знаменитый Стоглавый Собор утвердил икону Андрея Рублева в качестве канонической, подчеркивая, что это не изображение Божественных Личностей, а образ Божественного Триединства. Поэтому Собор запретил надписывать ангелов, отсекая таким образом всякую возможность указать окончательно кто есть кто. Также для этого образа было запрещено изображать так называемый «крещатый нимб» — иконографический прием, который указывает на Христа. Интересно, что у рублевской «Троицы» есть еще одно наименование — «Предвечный совет». Оно открывает другую сторону иконы. «Предвечный совет» — это таинственное общение внутри Святой Троицы о спасении человечества: Бог Отец с добровольного согласия Бога Сына отправляет Его в мир ради спасения людей. Таким образом, «Троица» Андрея Рублева предстает как сложнейший богословский текст. Икона сама по себе оказывается ближе к книге, чем к картине. Она не иллюстрирует, а символически указывает на нечто сокрытое и тайное. То, что «Троицу» причисляют к величайшим шедеврам мирового искусства, не случайно.
В начале XX века реставратор Василий Гурьянов нашел способ снимать слой олифы с потемневших икон. В 1904 году он расчистил маленький фрагмент изображения одежды на «Троице», и все увидели удивительный, пронзительный голубой цвет Рублева. К иконе устремились сотни паломников. Монахи испугались, что древний образ могут испортить, закрыли икону окладом и запретили дальнейшие работы с ней. Завершили начатый процесс только в 1918 году, когда Лавру уже закрыли. Тогда там работала реставрационная бригада под руководством Игоря Грабаря. Когда они раскрыли икону полностью, то увидели удивительные цвета: пронзительный голубой, золотой и темно-красный, почти вишневый. Местами также присутствовал розоватый оттенок, а на одеждах проступала зелень. Исследователи отмечают, что и в этих цветах, и в самой композиции иконы заложен глубочайший смысл. «Икона через свое художественное совершенство открывает зрителю Эдем. А что такое Рай? Это бытие Святой Троицы, Бога. Куда нас зовет Господь? Не к духовному комфорту, а туда, где будет единство человека и Бога. Просто посмотрите на икону: сидят три ангела. Они занимают три стороны четырехугольного престола, но четвертая сторона свободна… Она как бы привлекает нас. Это и место, оставленное для Авраама, которого посетила тогда Святая Троица, и место, оставленное для каждого из нас», — объясняет искусствовед, специалист в области христианской культуры Ирина Языкова в интервью журналу «Фома». То есть, человек, стоящий перед «Троицей», становится четвертым участником, как бы проникает внутрь изображения.
В этом проявился гений Рублева, позволивший ему создать настоящий шедевр древнерусской живописи. В «Троице» сосредоточено все: и богословская глубина, и художественное совершенство, и обращенность на человека — диалог с ним. Эта икона — золотая середина гармонии и совершенства. Являясь одной из главных икон в мире христианства, она не уступает в своем значении иконе с изображением Спасителя и может быть расположена рядом или даже выше. А, как известно, выше Спасителя запрещено располагать другие образы. Верующие молятся перед иконой Святой Троицы о спасении души, о прощении личных грехов. Просят об избавлении от зависти, ревности и злости. Молятся о семейном благополучии: любви мужа, жены, детей, родственников — и о всеобщем мире. Смысл иконы объединяет все человечество в одной молитве за единство любых живых существ. Икона наполнена умиротворением и сознанием вечности. Считается, что если долго смотреть на образ Троицы, то непременно покой пребудет и в человеке. http://new.xxc.ru , https://dzen.ru/a/ZGTRikdoM3UrCkvy , https://iz.ru/1523333/
Знаете, что ляпнул король Пруссии Фридрих Вильгельм Первый? —
«Война войной, а обед по—расписанию.» ! Поэтому, совсем недалеко от Храмы мы по совету Супруги (была связь по тырнету) зашли в очень хорошенькую столовку «Теремок». Реально, — хорошую. Вкусно — сытно — не дорого!!!
Дальше … дальше я сел на Электробус и отправился домой (инвалидность — всё-таки даёт о себе знать…). Лариса же, имея в запасе целый чемодан сил и энергии поехала смотреть парк культуры и отдыха им. Горького.