2012. КИТАЙ. Пекин. велорикша — рынок Ябаолу — метро Пекина — ул. Ванфуцзин — ночной рынок Дунхуамэнь. 7 январь. 6 день

«увертюра»

 

велорикша  …

Не знаю даже – радоваться иль нет… У нас сегодня «свободный день». С одной стороны – уже просто скопилась усталость от постоянных достопримечательностей. С другой – своим ходом… да с тремя фразами по-китайски… и абсолютно не зная города – большая проблема…

Началось стандартно – с превосходного завтрака. Далее мы сели в такси и доехали до «старого» рынка Ябаолу. Уже точно не помню по какой причине, но он нам «не понравился». Наверное, потому что как потом оказалось — торговые площадки там не большие и предназначены в основном для переговоров и демонстрации образцов предлагаемой продукции крупным оптовикам. Посторонних китайцев внутрь не пускают. Говорят, шпионов боятся. Окна, если они есть, и двери почти всегда занавешены, чтобы никто не мог подслушать общение коммерсантов. Поэтому мы сели на велорикшу и отправились на «новый» Ябаолу.

Всех велорикш в Пекине можно разделить на две категории. Одна часть — это простые велорикши, которые вместе с таксистами, составляют часть транспортной системы города. Таких рикш в центральных районах города можно увидеть на местных рынках — Ябаолу или Паньцзяюань. Вторая часть — это туристические велорикши. Пекин — старый город с огромным числом крошечных улочек — хутунов. Таксисты редко соглашаются углубляться в них, и в этом случае велорикши становятся очень удобными. Для большинства водителей-рикш, которые родились в Пекине, сеть хутунов хорошо знакома, и они могут доставить пассажира до места по переулкам, которые даже не обозначены на картах. Рикши конечно дороже чем такси, но позволяют туристам насладиться уличными видами, и это более удобно в час-пик. Таких велорикш можно всегда найти в районах, посещаемых туристами. В основном это места, которые не подверглись мощной урбанизации и сохранили свой первоначальный вид.

Нужно отметить, что раньше водить велосипед с коляской считалось довольно прибыльным делом. Эта работа привлекала много безработных молодых людей и уволенных рабочих. Даже немало государственных рабочих уходили со своих предприятий, чтобы стать самостоятельными велорикшами, несмотря на гарантированную зарплату и социальное обеспечение. Они надеялись сделать состояние, крутя педали велосипеда. В начале 50-х годов в городе было около 100 велосипедных станций с числом водителей более чем 5000. В основном они перевозили грузы. В то время из-за нехватки автобусов велорикши были одним из главных видов транспорта. В 1960 году велосипедных станций было уже более 1000 с круглосуточным режимом работы. Во время Культурной Революции с 1966 по 1976 год велорикши были запрещены, так как являлись ярчайшим примером эксплуатации человека. Их заменили на моторикш. Но вскоре от них отказались из-за загрязнения воздуха и шума. Велорикши появились вновь в конце 70-х и до сих пор не собираются сходить со сцены.

Обычно велорикши стоят от 100 до 200 юаней, но так как два рынка находятся совсем рядышком – нам обошлось в 25 юаней.

новый рынок Ябаолу (оптовый рынок Фань Цзе) …

Его считают русским рынком, и не напрасно: здесь повсюду звучит русская речь, даже со стороны китайцев-продавцов. Дело в том, что именно в этом районе проживает большое количество русских, поэтому разговорной русской речи пришлось выучиться не только продавцам на рынке, но и официантам в ресторане, специалистам из салонов красоты, аптек, парикмахерских и прочих. Ориентирован рынок в основном на оптовых покупателей, прибывших закупить партии носильных вещей. Здесь продают одежду китайских производителей, а также подделки разного качества под мировые бренды – куда ж без них. Покупатели интересуются шубами, дублёнками, одеждой. Кроме названных групп товаров, присутствуют на рынке «Ябаолу» электронная продукция, которая здесь отличается дороговизной, игрушки и детская обувь, текстиль и обязательный китайский чай. Все эти товары в меньшинстве, они скорее оттеняют торговлю одеждой.

 

На этом рынке, как и на всяком другом, практикуется торг, причём за продавцами замечается стремление запросить неоправданно высокую цену, даже для оптовиков. Есть и другая категория торговцев, сравнительно легко идущая на уступки. Так что у покупателя на китайском рынке судьба может сложиться по-всякому, но многое в её решении зависит и от него самого.

 

Честно говоря, — не могу сказать точно, что и за сколько мы здесь купили. Много вещей за этот и завтрашний день (о чём напишу в следующей записи). Или мы повезли купленные вещи в отель… или сразу с вещами отправились на метро в знаковое место Пекина — Ночной рынок Дунхуамэнь

метро Пекина…

Метро в Пекине появилось в 1969 году. В середине 1950-х гг., перед началом сооружения системы, был тщательно изучен опыт московского метростроения, в том числе с участием советских специалистов, приглашённых в Пекин. С открытия метро в 1969 году до преобразования в общедоступный гражданский городской транспорт в 1976 году система эксплуатировалась военными, перевозки в ней допускались только по санкционируемой служебной необходимости. В 2012 году метрополитен Пекина даже стал самым большим в мире с общей протяженностью путей 442 км, но вскоре его обошел Шанхай.

Основательные выводы о Пекинском метро, — мы не имеем права делать просто потому, что ездили на нём слишком мало. Но, судя по отзывам других… опытных путешественников можно со-многим согласиться… С тем, что увидели своими глазами.

Вход в метро очень непонятный. Нет привычной нам буквы «М»… По сравнению с Москвой – входы грязные и не опрятные… На каждой станции досмотр, как у нас в аэропорту. То есть все вещи на ленту, сам — через рамку… Полиция всех шмонает.… На крупных станциях на входе из барьеров построены змейки как в аэропортах! Это вообще какой-то ужас. То есть даже если нет пассажиров, надо по этой змее идти… Народу больше, чем людей. В сети есть масса видео, как людей запихивают в поезда по время часа пик…

Выходящих пассажиров не всегда выпускают. Вообще уровень культуры пассажиров в метро довольно низкий… Шикарно сделана реклама – поезд движется, а за окнами синхронно расположенные панели, на которых «вживую» движется изображение… Фотографировать в подземке можно всё, кроме постов охраны… Детей пускают бесплатно не по возрасту, а по росту (специально установлены вертикальные линейки)… Турникеты при входе очень низкие (китайцы однозначно гораздо ниже Россиян) – прыгать не нужно – можно просто перешагнуть… Очень много информационных стендов, табличек. Они хорошо читаемы издалека, не нужно вглядываться в простыню с буквами, чтобы понять, в каком направлении ехать. Пишут конечную станцию — и сразу понятно, в какую сторону идёт поезд. Это удобно. Очень не хватает в Москве. Ну, когда уже, когда?…  Станции китайских метрополитенов ничем не примечательны, хотя симпатичные. Просто одинаковые все… Зато на каждой — туалет. Говорят — самые вонючие (мы не были) … Поезда новые, китайского производства… Перед входом в метро надо приобрести билет-карточку, он единой стоимости и не зависит от остановок — цена 25 юаней. И эту проездную карточку нужно сохранять до конца поездки —  При выходе ее нужно опустить в приемник, иначе турникет на выход вас не выпустит. Стоимость проезда считывается в конце поездки…. В самом вагоне ориентироваться на выход еще проще.

 

Над каждой дверью есть схема, где остановки горят красными огоньками. Поезд трогается, следующая остановка начинает моргать зелёным огоньком. Поезд останавливается, огонек моргает уже красным — то есть текущая станция. Для нас непривычно, но довольно удобно.

Торговая улица Ванфуцзин…

Её называют «первой улицей Китая». Во всяком случае, древнее её в Пекине вряд ли можно найти.
Улице Ванфуцзин более 700 лет — она появилась еще во времена династии Юань. При династии Мин, последней этнически китайской династии Китая, правившей более 500 лет назад, именно эта улица была центром оживленной городской торговли — совсем как сейчас. Когда в 1644 году Пекин захватила маньчжурская династия Цин, император захотел, чтобы все его ближайшие родственники поселились в одном месте и выбрал для резиденций принцев и принцесс шумную рыночную улицу. На ней выросли десять аристократических особняков, а улица получила название Шиванфу — десять дворцов. Вряд ли император заботился о том, чтобы все родственники как можно чаще дружным кланом собирались на семейные обеды и ужины. Просто, когда все братья и прочая родня живут в одном месте, за ними проще следить и предотвращать заговоры и дворцовые перевороты. Окончание «цзин», «колодец», в своем названии улица получила благодаря старинной легенде. Давным давно на этом месте находилась вилла правителя. Он владел колодцем с пресной водой и изящным павильоном над ним, что делало это место широко известным. Богатые люди, как известно, эгоистичны. Однажды наступила жестокая засуха, и большинство колодцев в окрестностях высохло — кроме колодца на Шиванфу. Правитель приказал своему старому привратнику охранять ставший драгоценным колодец и не позволять никому пить из него. Но охранник был таким добрым, что по ночам тайно давал бедным людям воду. Впрочем, тайной это оставалось недолго. Узнав о нарушении своего запрета, правитель страшно разгневался и едва не казнил старого слугу. Но нашелся мудрый человек, который шепнул рассвирепевшему властелину: «Господин, посмотрите на это дело с другой стороны: если все эти люди умрут от жажды, у вас не останется подданных. Кто же будет работать на вас?». Надменный аристократ подумал и… разрешил слуге продолжать давать воду простолюдинам. Весть об этом разнеслась по всей округе, и в первую же ночь за водой к колодцу пришло множество людей — даже те, кто жил очень далеко от этого места. Про воду из колодца прошел слух, что она целебная — способна даже смягчать сердца злых людей. Это так повлияло на репутацию улицы, что в ее названии появилось слово «цзин» — Ванфуцзин, Дворец-колодец. Между прочим, по сей день место того древнего колодца отмечено памятным знаком. В 1992 году на Ванфуцзин начались крупномасштабные ремонтные работы, которые длились 8 лет, до 2000 года.
Вместе с улицей был реконструирован Ночной рынок Дунхуамэнь — его изрядно облагородили, придали более респектабельный вид, даже торговцев одели в одинаковую форму ради приличия. Затраты на перестройку туристического массива были колоссальны — примерно, 120 миллионов долларов. И они в полной мере окупились — нет второй такой улицы в Китае, где в день совершалось бы столько покупок-продаж. Чтобы пройти все этажи всех супермаркетов, больших и малых магазинов и арт-центров на Ванфуцзин, требуется изрядное количество времени, а самое главное сил — физических и душевных. Скажу честно, мне совершить этот подвиг не удалось — я сдалась на четвертом этаже первого же супермаркета и дальше просто гуляла по Ванфуцзин с тремя скромными пакетиками в руках. Мимо меня же катил поток туристов-шоппингистов, нагруженных сумками-пакетами-пакетищами, украшенными лейблами различных мега-, супер- или просто известных торговых марок. Кстати, Ванфузин — родина около 280 знаменитых брендов Пекина, таких как Магазин головных уборов Шэнсифу (Shengxifu hat store), Магазин обуви Туншэнхэ (Tongshenghe shoe shop), Чайный магазин Уюйтай (Wuyutai tea house) и т.д.

ночной рынок Дунхуамэнь (Donghuamen Night Market)…

По ночам северная часть главной торговой улицы Ванфудзинь начинает жить собственной жизнью — здесь открывает свои двери ночной рынок Дунхуамэнь, который заставит вас распробовать вкус того, что вы всегда считали несъедобным.

Другое название рынка — Улица закусок, и бедным европейцам вправду придется закусывать местной снедью сердечные капли (или наоборот), ибо Дунхуамэнь — место для любителей экзотики. Понятно, что китайцы так же часто едят шелкопрядов во фритюре, как русские обнимаются с медведями и играют им на балалайке, однако туристов местные «вкусняшки» привлекают весьма неплохо. Конечно же, здесь можно найти и традиционные блюда типа шашлычков, морепродуктов и сладостей, но основной массив прилавков занимают именно они — еще шевелящие лапками (видимо, в предсмертной агонии) скорпионы, сороконожки и змеи, надетые на палочку (этакое эскимо по-китайски), свежие и поджаренные жучки и личиночки…

Звучит все это, конечно, страшновато, внешний вид тоже не вызывает аппетита, а вот на вкус все эти изыски примерно одинаковы и похожи на пережаренную курочку (возблагодарим за это высокую степень термической обработки). Даже если вы сразу заявили себе и окружающим, что никогда в здравом уме не отправите себе в рот шевелящееся нечто на палочке — все равно стоит посетить рынок Дунхуамэнь. Лучшее место, чтобы познакомиться с традиционной кухней Китая. Попробовать фрукты свежие, или в карамели, а также саранчу, морских ежей и всех-всех-всех… Всё-таки мудрость старых Русских поговорок – бесценна! … Точно подмечено – «На вкус и цвет – товарища нет»! Это я как раз на счёт другого изречения, что «Китайцы жрут всё что, летает… — кроме самолётов, всё что плавает … -кроме железных кораблей, всё что ползает… кроме танков».

Боюсь, не всё смогу перечислить, что мы увидели за прилавками, но китайцы едят все, что смогут догнать и поймать, поэтому описать все, что они едят, просто невозможно.

Но, попробую. Вы же – глотайте слюньки! Итак: — всевозможные хлебные и рисовые булочки, блинчики и прочая выпечка жарящаяся в котле с маслом (котёл очень и очень большой – примерно метр в диаметре и метр высотой). Традиционные булочки баоцзы здесь делают разноцветными в виде поросят, медведей или розочек…. В этом же котле всевозможные фрукты в карамели – карликовые яблоки, клубника…, которые нанизаны на палочки-шампурчики… скорпионы на палочке, засахаренная саранча, змеи, приготовленные на огне, тараканы, ящерицы и сороконожки, морские коньки, кузнечики, тарантулы и личинки шелкопряда, каштаны…

… «императорские» яйца. Скорлупу утиных или куриных яиц обмазывают специальным составом из золы, извести, соли, соды, листьев растений и закапывают, чтобы не попадал воздух. Они лежат в течении 1-3 месяцев, потом их выкапывают, тщательно моют, очищают от скорлупы и проветривают. У кого хорошее воображение, тот сам может себе представить, что из этого получается…

Про жареных морских ежей, мороженое с горохом, бобами, соленые мясные конфеты, сладкие булочки с бобами или мясной тоненькой сосиской я уже и не говорю. А названия блюд какие поэтически приятные: «Бой дракона с тигром»! Так и хочется попробовать, пока не узнаешь, что дракон-это мясо змеи, а в роли тигра – кошка.

…фаршированный желудок ягнёнка, аппетитный кишечник собаки, овечьи гениталии…

Самое аппетитное и вкусное (по версии китайцев). Некоторая «еда», которая еще шевелится… Скорпиончики живые, только в соусе, шевелят лапками…

… чуть не забыл – самые-самые аппетитные блюда: крысы (без шкурки) жареные на палочках… крысиные хвостики жареные… лапки куриц (жуть)… летучие мыши со-всевозможными маринадами и на палочках… на таких же палочках лягушки…

… представили? … а теперь вдумайтесь, что весь этот длинный список жариться\париться в одном котле с маслом… Представьте какой запах на этом рынке…

… долго – я все эти вкусности вспоминал… Боюсь, не всё припомнил, что увидели своими глазами… Сожалею сейчас, что ходили без гида – ведь многие «мясные» блюда так остались неизвестными. Вроде говядина, а оказалось крыса.

Именно, это и произошло с Супругой. Пока я пробовал какие-то пельмени с лососем… только попробовал и сразу выбросил в стоящую рядом помойку… Ира с удовольствием съела шпажку с говядиной… Ей очень понравилось… и только в конце нашего путешествия по рынку, я увидел похожие шпажки. На них было нанизано вдоль срезанное мясо крысы!!! !!! !!! … … … я промолчал. Покажи или скажи это Супруге – она бы всё обблевала… Сказал только на следующий день.

 

Да, — её я спас! Но, меня, увы спасать было некому…

 

Как только я узнал, что мы едем в Китай… ещё пол года ДО поездки… в Москве… – начал себя морально готовить к съедению минимум одного скорпиона. В самом начале торговых рядов ночного рынка с пищевой «живностью» уже держал в руках шампурчики с тремя скорпионами и морским коньком…для смелости и подстраховки купил в соседней палатке баночку пива… но, как только узнали цену – 95 юаней (около 500 рублей)

 

– отдал шампурчики назад, и мы пошли дальше в надежде, что там купим гораздо дешевле… далее попробовали какие-то пельмени с лососем… — выплюнули их не глотая в рядом стоящий контейнер для мусора…зловонный запах уже «затронул душу и желудок»… мне захотелось в туалет… прошёл в глубь какого-то павильона где жарилось в одном котле с маслом одновременно и изделия из теста, и клубника с сахаром… и лягушки со змеями… и шелкопряды с рыбой…гусеницы…мыши и крысы…голуби и воробьи….

 

— меня начало здорово подташнивать… а, в туалете напоминающем привокзальный туалет в «Мухосранске» уже хотелось блевануть… настолько сильное было рвотное желание, что я уже не помню – насколько сильно проблевался… с этого момента я питался в Пекине только в отеле или в заведениях с европейской едой… Вот и когда уже ушли с этого рынка – стали искать что-нибудь типа KFC или Макдональдса…

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх