2009. ИТАЛИЯ — I (Венеция (пл.Сан Марко, гондола, Базилика Св. Марка)). 27 сентябрь. 2 день. 2 часть

… увертюра …

Хорошо, конечно, писать о «содеянном» спустя некоторое время. Тем более, что прошли уже годы.  … Хочется посоветовать всем туристам собирающимся посетить Венецию — не портите себе впечатление, если ваша поездка всего на 1 день. К тому же, наверняка, жить вы будете вдали. Т.е. я хочу сказать, что приедете в город уже ближе к обеду. … и уезжать будете не очень поздно. Т.е. потратите на осмотр достопримечательностей лишь несколько часов. Будет лишь ознакомительная… обзорная экскурсия. Что слишком мало для такого города-шедевра.

Вот и мы в этот раз только «слизали сливки». Увидели только «шапку»…  и пришлось нам через 7 лет ехать повторно. Уже на несколько дней….

… … итого: прогулявшись по Славянской набережной мы «вступили» на две самые главные площади Венеции:

Пьяцетта Сан-Марко и площадь Сан-Марко …

Политический и религиозный центр Венеции — площадь Святого Марка. Площадь включает территорию от Гранд-канала до колокольни (Пьяцетту) и непосредственно обширную площадь (Пьяццы).  Здесь расположен Собор Святого Марка (9 – 15 вв.),  колокольня (1514), Дворец дожей (14 – 15 вв.) и  национальная библиотека Сан-Марко (16 век).

 

Пьяцетта Святого Марка (Piazzetta San Marco)…

Украшают Пьяцетту две большие колонны (Святого Марка и Святого Теодора), прибывшие в Венецию в 1125 году. Они стали трофеями с востока. Венеция, будучи мощной морской державой, в 1099 году предоставила военную помощь Константинополю, откуда в виде военных трофеев и прибыли колонны. Слева колонна Святого Марка, справа колонна Святого Теодора Интересный факт – на самом деле было три колонны. Но третья затонула при разгрузке и затерялась в илистом дне Венецианской лагуны. Поднять её оказалось нереально, так как вес каждой колонны порядка 100 тонн. Кстати, эту колонну не нашли до сих пор. На левой колонне высится крылатый бронзовый лев, датируемый 4-м веком н.э. Его, считают символ Святого Марка. Другую колонну венчает изваяние с мраморной головой Митридата Понтийского, водружённой на торс римлянина времён императора Адриана. Это фигура символизирует Святого Теодора. слева Святой Теодор, справа статуя символизирующая Святого Марка.

 

Колонна Святого Теодора Колонна Святого Теодора (Colonne di San Todaro) – Сам оригинал неоднороден: голова – от скульптуры Митридата Понтийского. Её доставили из Константинополя, как и колонны. А торс взят от статуи римского полководца, о котором известно только то, что он жил во II веке. Символом морского могущества Венеции служит крокодил. Он размещён у ног Святого Теодора.

Колонна Святого Марка Колонна Святого Марка (Colonne di San Marco) – вторая из двух оставшихся монолитных колонн на Пьяцетта Сан Марко. Эта колонна установлена с восточной стороны. На её верху, на капители, расположилась статуя льва с крыльями, выполненная из бронзы. О её происхождении достоверных данных нет. Одни считают, что её привезли из Китая. Другие – что это бывшая персидская химера, ставшая в результате переделки крылатой. Третьи усматривают в бронзовой статуе искусство ассирийское, византийское или сасанидское. Статуя льва на колонне Святого Марка Одно время бронзовый лев обитал в Париже и сторожил Дом Инвалидов, по повелению императора Наполеона I. Однако впоследствии всё-таки был возвращён в Венецию. Но путешествие не прошло для льва бесследно — его разбили на 84 куска. Куски подверглись переплавке. Архитектор Бартоломео Феррари, который собрал все эти куски, в итоге представил конструкцию, состоящую фрагментарно из разных видов металлических частей (латуни, свинца и бронзы). Они были соединены в одно целое посредством многочисленных швов и болтов. А одна лапа вообще оказалась цементной. Впоследствии льва не раз реставрировали, и от подлинника остались только голова с гривой и два фрагмента лап. При последней реставрации, в 1985 году, льва взвесили – оказалось, что его вес 2,8 тонны. Что касается возраста статуи, то его определили в 2 500 лет. Мнение учёных всё-таки склонилось в сторону Ассирии, города Тарс. Там такие вещи делали в 5 веке до н. э. Реставрация завершилась в 1991 году, и с тех пор лев вернулся на своё законное место на гранитной стеле.

… (у кого слабые нервы… кто теряет сознание от крови… и не смотрит ужастики — НЕ ЧИТАТЬ!)… следующий пост.

… хорошо, что мы не зная исторической правды не проходили между этими колоннами. И не стояли между ними. … Это не просто «дурная примета». Это страшное…. кровавое место.  Копирую то что нарыл в книге о истории Венеции:

В 1310 году после заговора Байнардино Тьеполо Венецианская республика учреждает Совет Десяти — комиссию из 10 венецианских патрициев. Члены Совета рассматривали самые важные дела государства —  изучали факты о государственной измене и предательстве и выносили приговоры преступникам. Совет Х контролировал всех — администрацию, дипломатов, сенат и даже Дожа Венеции. Глава Совета назначался каждый месяц. Сведения о нарушениях поступали из почтовых ящиков для секретных доносов Bocche di Leone. С 1542 года в доносе обязательно указывались 3 свидетеля, которые могли подтвердить преступление. Без подписи рассматривались только самые важные преступления — измена и предательство. Решение выносилось в том случае, если более половины членов Совета одобряли наказание. Решение и имя преступника объявляли на Пьетра дель Бандо около большой колонны из красного порфира около Базилики Сан Марко и на Риальто около Гоббо — Горбуна. Это конечный пункт в случае легких наказаний. После устного обьявления решение развешивали на воротах основных церквей города. Наказание было показательным, осужденный выходил из тюрьмы Сан Марко через Мост Вздохов. В случае не тяжелых преступлений, его раздевали и били розгами, пока он шел через толпу от Сан Марко к Риальто. В конце он целовал статую горбуна на Риальто и крест. Когда приговаривали к отрубанию руки осужденного привязывали к столбу на лодке и везли к Монастырю Санта Кроче. На Риальто ему щипцами разрывали руки и ноги, у колонны Санта Кроче отрубали руку. Её привязывали на шею, а культю заворачивали в свиной пузырь, чтобы он не истек кровью и не умер. При наказании «привязывание к хвосту лошади» преступника привозили на место преступления, отрубали руку, а затем тело волочилось за хвостом лошади по улицам города. Осужденных на смерть подвергали нескольким наказаниям: отрубали руку, волочили за лошадью, били розгами, а в конце убивали на площади Сан Марко между двух Колонн. На построенном деревянным помосте палач отрубал голову и четвертовал тело. В 19 веке обнаружили места, где крепился помост для казни между колонн, когда меняли покрытие площади Сан Марко. Части тела осужденных на четвертование подвешивали на «крючки удачи», чтобы все проникались неотвратимостью наказания за серьезное преступление. Крючки остались на Кампо Сан Ганчиано . Мост через канал рядом с Кампо Сан Ганчиано до сих пор носит название Понте дей Сквартати — Мост Четвертованных. Затем четверти тела развозили по разным дорогам из Венеции и выставляли на дороге в Падую, в Местре, в Кьоджу и в Лидо. Голова преступника оставалась на всеобщем обозрении на Площади Сан Марко рядом с Пьетра дель Бандо. Так называли средневековые колонны во многих городах Италии. В Венеции это место находится на углу Базилики Сан Марко. Основание колонны из порфира принесли сюда из церкви Сан Джованни д Акри в 1256 году. Здесь объявляли важные законы и решения Республики Венеция, здесь на три дня выставляли отрубленные головы осужденных на смерть преступников после казни. Таким образом все видели, что приговор приведен в исполнение, преступник осужден и наказан. В Венеции этот большой камень в основании колонны «спас» Базилику Сан Марко от повреждения в 1902 году, когда рухнула Колокольня Сан Марко именно здесь этот камень остановил обломки Колокольни. Другие наказания за преступления, которые применяли в Венеции к преступникам — повешение, утопление в канале, сажали на кол, закапывали в землю головой вниз до колен (на площади между Колоннами Сан Марко). Также была распростанена казнь «аккоппато» — брали коппу — тяжелый деревянный молот и били по основанию черепа.

 

Ужасное место … А, для тех, кто не читал — просто рассматривайте эти колонны издалека!

 

Площадь Святого Марка (Piazza San Marco)…

Площадь Святого Марка на протяжении веков была своеобразным приемным залом Венецианской республики. Наполеон назвал ее прекраснейшей гостиной Европы. Самая великолепная организация пространства посредством науки, искусства и культуры. Если куда и приглашать инопланетных гостей, чтобы похвастаться достижениями человеческого гения, его чувством архитектурной гармонии, то, конечно, сюда. Другого такого приемного зала под открытым небом не найти больше нигде: его устилает мраморный пол, а роль стен выполняют три великолепных мраморных дворца и знаменитый собор святого Марка, рядом с которым возносится в небо не менее известная башня-колокольня — Кампанилла.

Строительство этого самого высокого здания Венеции началось в XII веке, а свой окончательный вид колокольня приобрела только в 1514 году, когда архитектор Бартоломео Бон возвел над ней шатровое возвышение с фигурой ангела на острие. Высота Кампаниллы достигла 99 метров. Она не очень красива в архитектурном плане и непропорциональна по отношению к окружающим его зданиям. Тем не менее, Кампанилла удивительным образом с ними гармонирует, так что площадь святого Марка уже невозможно представить без нее. О колокольне будет большой фотоотчёт в Италия-II, когда мы её «покорим» на лифте… там более подробно и опишу.

Часовая Башня  (Torre dell`Orologio) …

Знаменитая Торре-дель-Оролоджо на площади Сан-Марко, также известная как Часовая башня Святого Марка, или «Часовая башня мавра», созданная по указанию венецианского дожа Агостино Барбариго в 1493 году, является настоящим чудом инженерной мысли XV века. Она был спроектирована Маурицио Кодуччи и построена в 1496 году. Часы показывают время, фазу луны и знак зодиака. Венецианская легенда гласит, что, когда часы были открыты 1 февраля 1499 года, они были так прекрасны, что дож ослепил часовщика, чтобы он не смог создать другой, сравнимый с этим, шедевр. На вершине башни установлены две бронзовые фигуры, которые каждый час бьют в колокол. Одна из фигур изображает старого человека, другая — молодого, демонстрируя течение времени. Хотя их первоначально называли гигантами, их тёмная патина (тёмный налет на бронзе) дала им прозвище «мавры». Чуть ниже находится рельеф крылатого льва Святого Марка с открытой книгой, покровителя и символа Венеции. Статуя Девы Марии находится на один уровень выше массивного циферблата. Часы были специально расположены достаточно высоко над площадью, чтобы быть защищёнными от вод Венеции и быть видимыми как можно дальше. Дважды в год, на Вознесение и Богоявление, резные фигуры волхвов, ведомые ангелом с трубой, каждый час присоединяются к маврам, выходя из циферблата и кланяясь Деве Марии над ними. Ангел поднимает трубу в знак признания, и волхвы кланяются в ответ. Часы и само здание башни изменялись и восстанавливались много раз за прошедшие века, а в 1858 году здесь появился один из первых в мире «цифровых» дисплеев. Внутри вращаются 2 огромных барабана, отвечающие за отображение часов и минут римскими и арабскими цифрами по обеим сторонам от Мадонны. Совсем недавно был окончен капитального ремонт 1998-2006 годов в честь 500-летия часов. Звонящий сегодня колокол до сих пор остаётся оригинальным, отлитым в Арсенале в 1497 году.

 

Кафе «Флориан»…

Кафе «Флориан» — самое старое кафе Италии: здесь любили бывать Руссо, Байрон,Гёте, Томас Манн, Дягилев, Эрнест Хеменгуэй, Стравинский, Бродский, Марсель Пруст, Марк Твен. Когда-то Вагнер захаживал в кафе «Флориан» чтобы выпить чашечку кофе, потом он подходил к оркестру и дирижировал им, при условии, что музыканты были способны играть его, Вагнера сочинение. Ныне – другие времена, оркестры исполняют то, что нравится посетителям заведения. А нынешняя публика немного отличается от той, что прогуливалась здесь в XIX веке. Говорят, что Казанова сбежал их тюрьмы Пиомби, но пробегая мимо кафе «Флориан» не устоял от соблазна выпить здесь чашечку кофе на прощание. Кафе открылось в 1720 году и стало первым публичным местом, куда стали допускать женщин.

Именно здесь, как утверждают венецианцы, сварили первый кофе в Европе. Стены кафе украшают живописные портреты всех известных венецианцев, которые любили сюда захаживать. Только портрета Казановы не стоит тут искать, поскольку сами венецианцы относятся к нему с холодком. Знаменитый оркестр, соперничающий с оркестром из кафе напротив, веселый, заводной, сходу определяющий принадлежность национальности посетителей, для того, чтобы начать играть близкую сердцу музыку. Сколько стоит посидеть в кафе «Флориан»? За три апперитиво «Россини» — это просеко с пюре из свежей клубники, мы платим постоянно 66 евро, из них по 15 евро на челевека «сапплементо оркестро» — сопровождение оркестра… вот такая традиция.

… и гид нас предупредила, — хотите «обнулить» свои карманы — выпейте чашечку кофе в этом кафе!

 

Прогулка на гондоле… с лодочной станции Stazio Bacino Orseolo…

Собрались всей группой в «условленном месте» и пройдя немножко по-подворотням Венеции мы оказались на лодочной (гондольной) станции Bacino Orseolo

… свободных гондол было полно. Даже больше, чем людей! … нас аккуратненько «упаковали» и пожелав успеха в плавании отправили в неизвестность….

 

…не было у нас ещё в те …далёкие…. юношеские времена «привычки» всё записывать. А, было бы к примеру, очень интересно знать как зовут нашего гондольера? …Увы. Так он и останется в нашей памяти: «безымянным в тельняшке и очках»…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прямо по курсу — Ponte Tron o della Piavola — мост Трон

 

Уже в XI веке гондолы использовали в Венеции, как средство передвижения. О них есть упоминания в официальной переписке 1094 года, хотя до сих пор неясно, как долго они были в ходу к этому времени. Некоторые ученые относят появление венецианских гондол к шестисотым годам, всего 200 лет спустя с момента основания города.

… обычные двери в жилые помещения…

 

В XIII веке лодки были гораздо больше, чем сейчас. Они приводились в движение с помощью 12 весел и были доступны только элите города. Использовались, естественно, как транспорт или прогулочное судно. В XV-XVI вв Италия переживала эпоху расцвета. На карте ее оживленного торгового порта, датируемой 1500 г., изображено множество плывущих по каналам гондол. Лодки уже успели приобрести такое же значение, как автомобили в наше время: владельцы стали украшать их всеми мыслимыми средствами, лишь бы подчеркнуть богатство и влиятельность. Вскоре эта практика перешагнула границы разумного и стала угрожать безопасности пассажиров.

Ponte de le Pignate… 

 

В XIX веке гондолой стал управлять единственный гребец. В то время на корме часто устанавливали маленький навес или «кабину», чтобы пассажиры могли позволить себе немного уединения во время речной прогулки.

Ponte de le Balote …

 

Эволюция итальянской гондолы завершилась в XX веке. Венецианские власти официально запретили вносить изменения в дизайн судна — оно приобрело стандартный вид, размер и форму.

… для того, чтобы увидеть дом мимо которого проплывали, приходилось задирать голову «на грани» её отрывания от тела…

 

Сегодня венецианские лодки производят в соответствии с определенным стандартом, который позволяет относить их к «гондолам». Управлять ими могут только лицензированные гондольеры, количество которых строго регламентируется.

Ponte Manin…

 

… после «подворотней» мы вышли в Гранд-Канал

Мост Риальто (Ponte di Rialto)

Назван в честь расположенного рядом рынка Риальто, бывшем одним из самых оживленных мест в городе. До XII века ни о каком мосте через Гранд Канал не было и речи, ведь все что могли себе позволить жители -это скрутить лодки в одну понтонную переправу и груженные продуктами с рынка прыгать как горные сайгаки с одной лодочки на другую. Но из-за постоянных пожаров и различных трагедий, от которых вполне можно было спастись бегством, жители начали уговаривать правительство о необходимости строительства постоянной переправы, ибо плавать и нырять со всем имуществом в воду никто не хотел. Дожи пошли на поводу публики, и на свет появился новый, красивый… понто… ди Монета. Да-да, первый мост получил свое название в честь расположенного рядом монетного двора, и он должен был принести любимому городу успех да процветание. Что и случилось, поэтому уже через 50 лет решено было его расширить, так как узкий проход сковывал ходящие по нему денежные мешки и все цеплялись друг за друга карманами полными злата. Новый мост даже сделали разводным, дабы пропускать крупногабаритные суда, а назвали Риальто в честь расположенного рядом рынка, был он деревянный и поэтому его самая первая версия быстро сгорела.

Тогда построили новый, еще красивее, но тоже деревянный. На этот раз мост продержался почти сто лет, пока не обвалился под весом взобравшейся на него толпы, которая решила посмотреть на праздничный парад лодок. В итоге импровизированный лодочный карнавал закончился довольно печально, а выжившие и мокрые люди стали требовать каменную версию. Дожи их не послушали и снова построили переправу из благородной древесины, так еще и разместили на ней лавочников, с которых успешно стригли купоны в городскую казну. Естественно и этот мост долго не продержался, тогда собрался совет, который и прогнулся под требованием народа, заказав каменную версию, а реализовывать все это дело начал Антонио де Понте и как поговаривают итальянцы, все из-за блата и говорящей фамилии. Кстати, именно этот факт и бесил то население, ведь какой-то малоизвестный старикашка выиграл городской тендер, в котором участвовали именитые мастера, среди которых был и сам Микеланджело, так этот семидесятипятилетний архитектор, издеваясь, предложил проект одно арочного моста. Все вокруг плевались и матерились, ведь в моде были многоарочные, но в итоге отстроенное сооружение XVI века дошло почти в первозданном виде до наших дней…

… а, мы подплыв поближе к мосту-шедевру … осмотрев его с воды (ходить через него будем в 2016-ом)… стали давать «задний ход» и разворачиваться…

 

Гранд Канал в Венеции (Canal Grande)..

Гранд Канал (Большой Канал, Canal Grande) — самая известная «улица» Венеции. Он начинается у вокзала, проходит сквозь весь город в виде перевернутой буквы S и заканчивается, соединяясь с каналом Сан-Марко и каналом Ла-Джудекка у здания таможни. Протяженность канала почти 4 километра, ширина — от 30 до 70 метров, глубина доходит до 5 метров. При всей своей грандиозности канал, строго говоря, каналом не является. Это протока между островами Венецианской лагуны, на которых построен город.

 

Город начинался именно с берегов Гранд Канала, поэтому изначально функция водной протоки была в основном транспортной. Набережных у канала практически нет, фасады домов, стоящих на сваях, выходят прямо на канал. У домов по берегам Гранд Канала есть два входа: один парадный, выходящий к воде, второй — черный, выходящий на сушу. Так как Большой канал являлся центральной водной артерией, то его берега застраивались самими красивыми и роскошными дворцами. Венецианские власти раньше всерьез опасались, что строительство мостов через Гранд Канал уменьшит его проходимость для лодок, что увеличит пробки. Именно поэтому на 4 километровом канале всего 4 моста (Риальто, Мост Академии, Мост Скальци, Мост Конституции). Что не слишком удобно для ежедневных маршрутов. На помощь приходят трагетто — небольшие гондолы, выполняющие функцию паромов, доставляя людей с берега на берег за 1 евро.

 

Архитектурный облик Гранд Канала начал формироваться уже в X–XIII веках. Богатые купцы, вельможи и аристократы пытались перещеголять друг друга в красоте фасадов своих палаццо (дворцов), выходящий на канал. Венецианцы называют его «Канал-дворец» (Canalazzo). На берегах канала стоят более 100 дворцов, среди них: Ка’ Реццонико, Ка’ д’Оро, Ка’ Фоскари, Палаццо Барбариго, Ка’ Пезаро и многие другие.

Палаццо, как и многие здания Венеции, построенные прямо на каналах, стоят на деревянных сваях. Сваи сделаны из лиственницы, у древесины которой есть свойство — становиться крепче в морской воде. Но дворцы Гранд Канала и всей Венеции подстерегает другая напасть — они постепенно уходят под воду, в связи с тем, что сваи, с одной стороны, медленно погружаются в грунт, а с другой — с повышением уровня мирового океана. Знаменитые продолговатые лодки также являются участниками движения по Гранд Каналу. Стоимость получасовой прогулки около 120 евро.

 

В 1562 году властям пришлось вмешаться и наложить запрет на украшательство. С тех пор все венецианские гондолы приобрели единый вид: черные, с загнутой кормой, металлическими морскими коньками и набалдашником с шестью выступами на носу. Происхождение именно шести выступов неизвестно, но предположительно это символ шести районов Венеции.

… обратный путь был уже частично другим. С Гранд Канала мы зашли в San Luca channel. Прошли мост Театральный мост (Ponte del Teatro)… перед нами Ponte San Paternian

 

Уже в XI веке гондолы использовали в Венеции, как средство передвижения. О них есть упоминания в официальной переписке 1094 года, хотя до сих пор неясно, как долго они были в ходу к этому времени. Некоторые ученые относят появление венецианских гондол к шестисотым годам, всего 200 лет спустя с момента основания города. В XIII веке лодки были гораздо больше, чем сейчас. Они приводились в движение с помощью 12 весел и были доступны только элите города. Использовались, естественно, как транспорт или прогулочное судно. В XV-XVI вв Италия переживала эпоху расцвета. На карте ее оживленного торгового порта, датируемой 1500 г., изображено множество плывущих по каналам гондол. Лодки уже успели приобрести такое же значение, как автомобили в наше время: владельцы стали украшать их всеми мыслимыми средствами, лишь бы подчеркнуть богатство и влиятельность. Вскоре эта практика перешагнула границы разумного и стала угрожать безопасности пассажиров.

… очередной красивый мост  Ponte de la Cortesia … и перед ним оригинальный вход … то-ли в ресторан… то-ли в магазин ювелирных изделий …

 

Сегодня венецианские лодки производят в соответствии с определенным стандартом, который позволяет относить их к «гондолам». Управлять ими могут только лицензированные гондольеры, количество которых строго регламентируется. Какой должна быть эталонная венецианская гондола: Каждое судно включает 280 деталей, изготовленных вручную из таких сортов древесины, как красное дерево, дуб, орех, лиственница, ель, липа, вишня и вяз. Характерное длинное весло делают из березы, а уключину вырезают из ореха. Лодка весит 700 килограмм, а ее точные размеры — 10 метров 87 сантиметров в длину и 1 метр 42 сантиметра в ширину. Любопытная особенность венецианской гондолы сразу обращает на себя внимание: один ее борт выше другого. Это сделано, чтобы уравновесить стоящего гондольера. Гондоле это придает характерный наклон.

… прошли мост Ponte de le Colonne

Рекламные буклеты гласят, что «безмятежная прогулка на гондоле позволяет особенно остро ощутить историю Италии, насладиться видами Венеции, архитектурой ее знаменитых каналов, зданий и мостов». Так ли это, и что на самом деле представляет из себя прогулка по каналам? Гости города часто представляют что прогулка на гондоле — самое романтичное, что может приключиться с ними в Венеции. Но впервые столкнувшись с ценником, озвученным гондольерами, пребывают в замешательстве: как отдать такую сумму за 20-40 минут неспешного передвижения по каналам и не остаться разочарованными? Да почти никак! Может и интересно однажды услышать «Подмосковные вечера» в исполнении гондольера, помахать проплывающим мимо китайским туристам и сделать селфи на фоне морского конька на носу гондолы. Но, откровенно говоря, даже прогулка на вапоретто по Большому каналу и то более познавательна.

… а мы потихоньку приближаемся к гондольной станции от которой и отплывали в путешествие…

А если сравнить стоимость общественного транспорта (от €2) и минимальную цену экскурсии на гондоле, то разница тем более не в пользу венецианского символа. Есть экскурсии еще интереснее. Например, тур на острова венецианской лагуны (Мурано, Бурано, иногда Торчелло) — не просто морская прогулка, а погружение в историю ремесел (муранское стекло и буранское кружево). Но если отказаться от прогулки на гондоле вы не в силах, то начать лучше с изучения с маршрутов. Минимальная длительность — 20 минут / €40. Однако редко, когда гондольеры соглашаются на короткую экскурсию по каналам. Более популярна 40-минутная прогулка на гондоле стоимостью от €80 за человека.

 

 

В нашей гондоле вместилось 6 человек… Неплохо зарабатывают гондольеры!  Но, мы ни на грамм не сожалели о потраченных евриках…   Пора высаживаться….

И напоследок небольшая фотосессия:

… гондолы прибывают… их становиться всё больше и больше, а желающих всё меньше и меньше…

 

Наступило время обеда. Нам дали некоторое время на него… и мы пошли искать ресторанчик не на площади Сан-Марко, а куда нибудь «вглубь», где наверняка подешевле.

Обед был скромным: Печень по Венециански, фри + палетта (обжаренная кукурузная мука) (гов.но!), лазанья из духовки, овощной суп, курица на гриле минестроне с овощами… За всё оплатили всего 26 Евриков

  

Собор Святого Марка (St Mark’s Basilic)…

… после обеда мы уже встречались около Собора. Опять проявился плюс того, что у нас была группа. Не пришлось стоять в длиннющей… на несколько часов очереди. Мы просто дождались определённого времени и вошли внутрь, предварительно выслушав, небольшой рассказ о Соборе…

Местом нахождения мощей евангелиста святого Марка до 828 года был город Александрия. При подавлении вспыхнувшего там крестьянского восстания мусульманские каратели подвергли разрушению много христианских церквей и уничтожали святыни. Тогда два торговца из Венеции поплыли к берегам Александрии, чтобы уберечь мощи святого Марка от вандализма и вывезти их на родину. Чтобы пройти таможню, они прибегли к хитрости, спрятав корзину с останками святого Марка под свиными тушами. Их надежда, что мусульманские таможенники побрезгуют прислоняться к свинине, оправдалась. Они успешно пересекли границу. Первоначально мощи апостола разместили в церкви Святого Теодора. По приказу дожа Джустиниано Партечипацио для их хранения возле Дворца дожей возвели базилику. Город обрел покровительство святого Марка, его знак в виде золотого крылатого льва стал символом столицы Венецианской республики…

Пожары, охватившие Венецию в Х-XI веках, стали причиной нескольких перестроек храма. Его реконструкцию, близкую к сегодняшнему облику, завершили в 1094 году. Пожар 1231 года повредил церковное сооружение, в результате чего были выполнены восстановительные работы, закончившиеся созданием алтаря в 1617 году. Величественный храм снаружи и изнутри предстал красивее прежнего, украсившись статуями святых, ангелов и великомучеников, изумительным резным декором фасадов. Собор стал главным культовым местом Венецианской республики. В нем проводились коронации дожей, получали благословение известные мореплаватели, отправляясь в далекие путешествия, сходились горожане в дни празднований и бед. Сегодня он служит резиденцией венецианского патриарха…

Прообразом собора Святого Марка стал храм Двенадцати апостолов. В основу его архитектурной конструкции взят греческий крест, завершенный объемным куполом в центре пересечения и четырьмя куполами над сторонами креста. Храм площадью 4 тысячи квадратных метров устремляется ввысь на 43 метра. Многочисленные реконструкции базилики гармонично соединили в себе несколько архитектурных стилей. В фасадах гармонично совместились детали из восточного мрамора с барельефами романского и греческого стилей. Ионические и коринфские колонны, готические капители и множество статуй придают божественную величавость храму. На центральном западном фасаде привлекают внимание 5 порталов, украшенных мозаичными тимпанами XVIII столетия, скульптурными шедеврами от античных до средневековых эпох. Верх главного фасада оформлен тонкими башенками, добавленными 6 столетий назад, а по центру над входом возвышается статуя Святого Марка, окруженная фигурами ангелов. Под ним золотым блеском сияет фигура крылатого льва.

 

Южный фасад интересен парой колонн V столетия с резьбой, выполненной в византийской манере. У внешнего угла казначейства притягивают взор изваяния четырех тетрархов-правителей IV века, завезенных из Константинополя. Изысканная романская резьба, сохранившаяся с XIII столетия, служит украшением большей части внешних стен храма. На протяжении веков здание достроили – притвором (XII век), баптистерием (XIV век) и сакристией (XV век).

 

Убранство внутри собора Святого Марка, выполненное в традиционном венецианском стиле, вызывает восторг и небывалый духовный подъем. Фото внутри изумляют огромной площадью и красотой мозаичных картин, покрывающих своды, поверхность стен, куполов и арок. Их создание было начато в 1071 году и продлилось почти 8 веков.

Мозаики нартекса. Нартексом называют церковный притвор, предваряющий вход в базилику. Его пристройка с мозаичными картинами, иллюстрирующими ветхозаветные сюжеты, относится к XII-XIII столетиям. Перед глазами здесь предстают: Купол о сотворении мира, оформленный золотыми чешуйками и привлекающий внимание изображением 6 дней сотворения мира из книги Бытия. Арки дверей, открывающих вход в храм, привлекают внимание циклом мозаик о жизнеописании прародителей, их детей, событиями всемирного потопа и некоторыми библейскими сценами. Три купола Иосифа в северной стороне притвора знакомят с 29 эпизодами из библейского жизнеописания Иосифа Прекрасного. На парусах куполов предстают фигуры пророков со свитками, где написаны пророчества о явлении Спасителя.

 

Большое сожаление нас ждало внутри Собора. Дело в том, что там категорически запрещена фотосъёмка и служители добросовестно исполняют свои обязанности сразу «подбегая» к нарушителям. Мы «хулиганить» не стали. Просто испугались огромного штрафа, который нам грозил.  Жаль конечно. Внутри Собора, действительно очень красиво…купол Моисея расписан мозаикой 8 сюжетов деяний, совершенных пророком Моисеем… Бесценной реликвией собора Святого Марка и Венеции, считается «золотой алтарь» – Pala D`Oro, создававшийся около 500 лет.

Высота уникального культового творения – более 2,5 метра, а длина – примерно 3,5 метра. Алтарь приковывает внимание 80 иконами в золотом обрамлении, декорированных множеством драгоценных камней. Он потрясает воображение 250 эмалевыми миниатюрами, созданными с помощью уникальной техники. Очень рекомендую посмотреть внутренние сокровища Собора в интернете. Я не захотел «воровать» чужие фотографии…

 

В принципе собор преображался вместе с ростом могущества Венеции. Уже в середине XI века дож Доменико Сельво приказал капитанам венецианских судов примечать в заморских землях все, что могло бы украсить главный храм республики. И те где хитростью, где силой добывали в далеких краях мраморные колонны, барельефы редкой красоты, предметы церковной утвари. Но только после разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 году художественные ценности рекой хлынули в Венецию. Добытых на Востоке сокровищ в соборе святого Марка накопилось столько, что он стал похож на золотую шкатулку, доверху набитую драгоценностями.

мозаика Центрального портала — во главе Христос и Страшный Суд.

… на этом закончилась вторая часть. Но, не дня!  … в третьей части предстоит посмотреть дворец Дожей… прокатиться на катере по каналам …

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх